Когда Стив Джобс еще был жив и руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго работать за iPad. Почему? Журналист The New York Times Ник Билтон во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», — ответил тот.
Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось даже близко не так.
Вообще, большинство руководителей технологических компаний и венчурных капиталистов из Кремниевой Долины ограничивают своих детей их во времени, которое они проводят у экранов — будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие «гуру» из мира технологий.Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось даже близко не так.
Это несколько странно. В конце концов, большинство родителей проповедуют другой подход, позволяя своим детям проводить в интернете дни и ночи. Но, кажется, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают другие обыватели.
Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который сейчас является исполнительным директором 3D Robotics, ввел ограничения на использование гаджетов членам своих семей. Он даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждый из них мог быть активирован не более пары часов в сутки.
«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье», — рассказывает он.
У Андерсона пятеро детей, им от 5 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них.
«Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети», — объясняет он.
Под «опасностями» интернета Андерсон и солидарные с ним родители имеют в виду вредный контент (порнография, сцены издевательства над другими детьми) и тот факт, что если дети слишком часто пользуются гаджетами, то вскоре становятся зависимыми от них.
Некоторые идут еще дальше. Алекс Константинопль, директор OutCast Agency, говорит, что его младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты на протяжении рабочей недели. Двое других его детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.
Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что их двое сыновей тоже имеют подобные ограничения. В их доме — сотни бумажных книг, и каждый ребенок может читать их сколько угодно. А вот с планшетами и смартфонами все труднее — они могут пользоваться ими не дольше часа в день.
Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям, и подсаживаются к ним как на наркотики. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами дольше 30 минут в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для решения школьных заданий.
Строго говоря, мода на IT-запреты проникает в американские дома все чаще и чаще. Некоторые родители запрещают детям пользоваться социальными сетями для подростков (например, Snapchat). Это позволяет им не беспокоиться по поводу того, что их дети постят в интернете: ведь необдуманные посты, оставленные в детстве, могут навредить их авторам во взрослой жизни.
Ученые говорят, что возраст, в котором можно снимать ограничения на использование технологий, — 14 лет. Хотя Андерсон даже своим 16-летним детям запрещает пользоваться «экранами» в спальне. Любыми, включая экран телевизора. Дик Костоло, исполнительный директор Twitter, разрешает своим детям-подросткам пользоваться гаджетами только в гостиной. В спальню они их заносить не имеют права.
Чем же занять своих детей? Ну, Стив Джобс, например, имел привычку ужинать вместе с детьми и всегда обсуждал с ними книги, историю, прогресс, даже политику. Но при этом никто из них не имел права во время разговора с отцом доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Готовы ли к подобным ограничениям вы?
Чтение запоем вызывало у родителей такие же страхи
Психологи считают: не надо бояться интернета, нужно научиться правильно с ним обращаться.
Как спасти детей от переселения в виртуальный мир? Об этом мы решили
расспросить кандидата наук, доцента кафедры общей психологии МГУ Юлию
Бабаеву. Она является соавтором одного из первых в России исследований
на тему интернет-зависимости.
- Юлия Давидовна, нужно ли ограничивать время, которое дети проводят за компьютером или смартфоном?
- Проблема интернет-зависимости очень остро стоит, меня об этом
спрашивают даже чаще, чем по поводу детской наркомании. Но, мне кажется,
у нас складывается неверное представление о запрете, как о единственном
способе решения всех проблем. Интернет-зависимость - это внешнее
проявление каких-то внутренних проблем у ребенка. Прежде всего родителям
надо понять, что заставляет его уходить в виртуальный мир? Нет какой-то
одной причины, которая порождает интернет-зависимость. Порой это
недостаток общения со сверстниками в реальном мире, состояние депрессии
или тревоги. А может быть, ребенок в интернет-сообществах ищет
понимания, поддержки и одобрения, которых не встречает дома. Ну, не было
бы интернета, он бы убивал время по-другому - шатался бы в подворотнях.
Неизвестно, что хуже. Потом, что такое запрет? Это попытка вынести
проблему за пределы воли ребенка. А с ним надо договариваться.
- А если, как это сейчас модно, просто ввести «санкции»?
- Это может вызвать агрессию ребенка по отношению к родителю. Знаю,
сейчас в некоторых школах перед уроками «разоружают» учеников, -
отбирают у них гаджеты. Но неужели вы полагаете, что школьники после
этого начинают учиться с напряжением всех сил? Не обманывайте сами себя.
Если ситуация запущенная, время на общение с компьютером надо
ограничивать (порнография и экстремистские сайты должны быть вне
закона). Но сама политика «держать и не пущать» - не панацея.
- А что может помочь, кроме запрета?
- Родители должны разобраться прежде всего в себе. Во-первых, иногда
они сами «помогают» ребенку запутаться во Всемирной паутине. Допустим,
маме надо что-то сделать, она включает компьютер и говорит: «Поиграй,
детка, а я пока кушать приготовлю». Во-вторых, надо задуматься: а почему
мое общество ребенку менее интересно, чем экран монитора? Надо выкроить
время поиграть с ним. Уметь находить интересные темы для обсуждения.
Необходимо формировать у ребенка гармоничный круг интересов: спорт,
книги, друзья, хобби. Но куда проще проявить себя жестким
«руководителем» и составить расписание в духе: «Два часа играешь, потом
делаешь уроки».
- С возникновением интернета образовалось большое
количество фобий: что люди разучатся запоминать, перестанут думать,
поскольку проще найти готовые решения в Сети. Насколько эти страхи
обоснованны?
- У нас страшилки очень популярны. Но интернет - это всего лишь
инструмент, он сам по себе нейтрален. Причем это инструмент, дающий
фантастические возможности. Все дело в том, как мы им пользуемся.
Например, смычком от скрипки можно и дрова пилить. Правда,
производительность будет невысока.
- В свое время схожее беспокойство вызывало
распространение книг. Родители приходили в шоковое состояние, когда у
девушки под подушкой находили любовные романы. Помните Фамусова «Чтоб
зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Есть ли сходство в том, как
общество воспринимало появление этих двух носителей информации?
- Мы знаем, что появление книгопечатания дало огромный толчок
развитию цивилизации. Благодаря этому во времена Фамусова жило большое
количество людей фантастически интеллектуальных и образованных. Они к
книгам относились по-другому. Например, Чацкий не мог такие слова
произнести. Такой же, если не более мощный импульс для развития,
человечество получило с изобретением интернета. Не надо его бояться.
Ребенка могут обогатить как книги, так и новые информационные
технологии. Нужно только научить его правильно с ними обращаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий