суббота, 10 ноября 2012 г.

Сундуки


         История сундука берёт свое начало в Египте. Вплоть до ХIII века были распространены ранние европейские сундуки, которые выдалбливали в дереве. Их назвали протосундуками. Позже сформировался привычный нам сундук, сделанный из планок, соединённых гвоздями, обитый металлическими лентами. Сундуки во все времена имели различные размеры и формы. В средние века изготавливали переносные сундуки-кровати, сундуки для хранения денег, посуды, одежды. Ренессанс создал форму кассоне.

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Самым выдающимся сундуком Египта был… парадный церемониальный трон! Монументальный, сделанный из особого дерева и богато украшенный, он выполнялся с цоколем в форме туловища животного. Здесь мы впервые в истории мебели встречаемся с подлокотниками, мебель для сидения иногда уже мягкая. Подушку просто укладывали на поверхность сиденья или прикрепляли к раме. Это свидетельствует уже об определенной ступени развития обойного дела, структурное соединение мебельного каркаса и обивки кажется уже решенной технической проблемой.
   

 
В Египте были распространены сундуки, многие разновидности которых дошли до нас. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонтальные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном. Украшались они богатым плоским цветным орнаментом и иероглифическим письмом. 




Сундук в Греции


Греки и римляне использовали деревянные сундуки, похожие на египетские, для хранения одежды. Эдакий "платяной сундук". Очень распространены были переносные небольшие ларцы-сейфы, сделанные из дерева или бронзы, декорированные рельефами из гипса. Их использовали для хранения семейных реликвий, предметов туалета и драгоценностей.

 

Сундук в Риме

 

В Риме существовал вид обитых сверху бронзой сундуков, некоторое подобие современных сейфов, которые никогда не передвигались и стояли обычно в атриуме, где спали мужчины.

 

Средневековый сундук

 

В период раннего средневековья навыки, используемые мастерами-столярами Египта, были утеряны. В те времена были распространены сундуки, грубо выдолбленные в стволе дерева. Их оснащали крышкой и укрепляли железными ободками, предотвращая дерево от раскола. Другая разновидность сундуков - сундуки из грубых досок, образцы некоторых из них можно обнаружить и по сей день в старинных европейских церквях.
 


 


Конструкция сундуков более позднего средневековья сходна с конструкцией античных сундуков. На юге (в Альпах) сундуки изготавливались из ели; на севере (на немецких, английских, скандинавских территориях) - чаще из дуба. Наряду с простыми сундуками-скамьями в церквах использовали более высокие сундуки с короткими ножками и дверками. Это уже переходная форма к шкафу. Шкаф периода готики собственно и является просто перевернутым на бок сундуком. 



      В тот же период встречается уже немало сундуков с рамками и филенками. Декор средневековых сундуков, подражает архитектурным формам готики. Широко применяется резьба по дереву, чему способствует использование твердых пород древесины. На юге же применяются прежде всего полутвердые породы древесины, а потому распространен неглубокий резной орнамент (Flachschnitt) с многочисленными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении. Эта неглубокая резьба имела определенную окраску, главным образом в мебели альпийских стран. Чаще всего используются красный и зеленый цвета. Выполненная по этой технологии внутренняя обстановка известна под названием "тирольская плотницкая готика" (Tiroler Zimmergotik)

С развитием культуры быта возрастает число находящихся в употреблении типов мебели, однако сундук остается одним из основных предметов мебели, выполняя роль шкафа и скамьи, постепенно трансформируясь в другие предметы мебели, такие как буфет, креденцу или дрессуар (dressoir)
 


 

  Сундук ренессанса 

 В итальянском доме эпохи ренессанса по-прежнему значительную роль играет сундук-кассоне (cassone), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне - это и сундук для хранения или перевозки вещей (кофр), и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты. Такие кассоне изготавливались, в частности, в Сиене и Флоренции. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная разновидность кассоне - кассета (cassetta).Из сундука-кассоне развивается предок дивана - касса-панка (cassa-panka).




Сундуки-кассоне - прекрасные образцы итальянской мебели эпохи ренессанса для изучения наиболее распространенных техник и приемов декорирования, таких как резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи служили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным. Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции. Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более сложный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг. 

 


    
В XVII столетии, в эпоху барокко, итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов. Формы мебели - как и на севере - получают подчеркнуто столярный характер, со строгаными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами. Происходящий из Франции комод в начале XVIII века вытеснил из городских жилищ сундуки. Однако сундуки еще надолго останутся принадлежностью обстановки крестьянских домов. 





Сундуки на Руси

Неотъемлемой частью русского народного искусства, несомненно, стало убранство крестьянской избы, основные формы которого складывались на протяжении минувших столетий. Возникновение и развитие основных форм крестьянской мебели неразрывно связано с изменениями, происходившими в городском жилище. Мебельные формы, бытовавшие в городах, будь то столы, лавки, сундуки, поставцы или шкафы, пришли на Русь из Европы. В ХVII веке преобладали немецкие традиции, а формы городской мебели ХVIII столетия складывались под влиянием приглашённых в страну западных архитекторов. Российские крестьяне, отправляясь из деревень на заработки в провинциальные города, видели мебель, выполненную городскими ремесленниками, которые, в свою очередь, ориентировались на столичных мастеров, удовлетворявших вкусы более богатых заказчиков и работавших с оглядкой на дворцовую моду. По возвращении в деревню крестьяне неумело пытались воссоздать увиденные вещи, и в их изделиях порой мы видим влияние голландских, французских и английских культур. Творчество крестьян и изделия городских мастеров различались, как убранство небольшой сельской церкви и городского собора. Так постепенно складывались традиции изготовления крестьянской мебели, обретая свою самобытную эстетику.



Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Ещё В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи - коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времён монголо-татарских завоеваний, о чём говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определённое сходство сундука с саркофагом.




 
На Руси были распространены два вида сундуков - с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов.





 Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просечённым узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты - богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.






 

 




Комментариев нет:

Отправить комментарий